Проект – это взаимосвязанные мероприятия, цель которых создать уникальную услугу или продукт. Выполнение работ по проекту всегда имеет ограничения в ресурсах и по времени.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
У любого проекта всегда есть заказчик, который его инициирует и исполнители, работающие над реализацией поставленной задачи.
В качестве заказчика может выступать как один человек, так и группа людей, которые впоследствии получат требуемый продукт или услугу.
Куратор поддерживает проект и обеспечивает его средствами, назначает руководителя, принимает стратегические решения, при этом, не вмешиваясь в сам процесс управления. Куратором может быть топ-менеджер компании-исполнителя, а иногда сотрудник.
Руководитель несет ответственность за весь проект, он отчитывается перед куратором и заказчиком. Также в его функциональные обязанности входит: разработка базового плана (утверждается заказчиком), руководство штатом исполнителей, контроль и обеспечение реализации проекта.
Команда проекта – специалисты, выполняющие необходимые работы, согласно базовому плану и создающие результат, который является окончательной целью проекта.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
В процессе планирования, при составлении базового плана, учитываются требования заказчика, законодательство и нормативные акты.
Определяются и письменно согласовываются с заказчиком такие ключевые моменты:
- назначение и характеристики продукта или услуги;
- по каким критериям и методам будет производиться приемка продукта или услуги и составных частей;
- исключения и допущения, которые касаются продукта проекта.
Обязательно в базовом плане оговариваются временные промежутки – даты начала и окончания работ, этапов, ключевых событий и в целом проекта.
Руководитель проекта планирует работы, назначает сроки и ответственных за реализацию поставленных задач.
ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА
Базовый бюджет и порядок поступления денежных средств для проекта определяется еще в момент планирования. Все затраты производятся согласно статьям бюджета, где учтены расходы на материальные и человеческие ресурсы.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Руководитель координирует выполнение работ по проекту, основываясь на временные и стоимостные параметры, оговоренные в базовом плане. Он занимается планированием, организацией и контролем всех ресурсов (трудовых, материально-технических и финансовых), которые вовлечены и нацелены на достижение запланированных результатов.
В случае, если руководитель обнаруживает несоответствие плану проекта, он должен прибегнуть к корректирующим действиям. Также в ходе процесса он вправе прибегать к предупреждающим действиям, нацеленным на снижение вероятностей или последствий отрицательных рисков.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА
Закрытие проекта происходит в несколько этапов:
- заказчиком проводится и оформляется в письменной форме приемка продукта или услуги проекта;
- если были договоры по проекту, то все они закрываются;
- основные заинтересованные стороны и команда проекта информируются об окончании проекта;
- оформляются документы;
- формируется архив.