Как найти точки роста компании: алгоритм действий
Начинающим и существующим компаниям необходима стратегия и структурные маяки, чтобы четко понимать, куда двигаться. По статистике, 40% молодых фирм вскоре закрываются, поскольку их товар или услуги оказались невостребованными, не выдержали конкуренции. Это происходит из-за того, что не были намечены основные шаги развития с учетом конкретной обстановки. В этой статье мы рассмотрим, как найти точки роста бизнеса, какие существуют стратегии и программные продукты, помогающие их реализовывать.
Содержание:
Зачем нужна бизнес-стратегия
Ведение бизнеса требует многих усилий. Но без заранее определенных точек роста будет сложно. Это сравнимо с плаванием в море. Если вокруг нет буйков, маяков, ориентиров на береговой линии, то непонятно, какое расстояние вы проплыли. Вы прикладываете много усилий, гребете изо всех сил, а чувство, что стоите на месте. Без маяков может оказаться, что вы проплыли большое расстояние, но двигались не туда. В итоге силы потрачены, но фирма не развивается, а может даже стала убыточной. Поэтому на первом этапе нужно установить основные цели - маяки.

Еще ведение бизнеса сравнимо с путешествием. Вы наметили географическую точку, куда хотите попасть. Например, это гора. Но без карты с маршрутом высока вероятность заблудиться. Путешествуя с картой вы отмечаете достигнутые рубежи (перекрестки, повороты), видите, что вы на правильном пути, можете оценить пройденное расстояние. Так и в бизнесе, карта - это уже детальный план, стратегия, помогающая достичь цель.
Например, кроме общей ценности продукта, многие компании ставят цель - увеличить прибыль. Это будет наша конечная точка маршрута. Теперь нужно продумать сам маршрут - конкретные действия по достижению. Увеличение прибыли возможно за счет 4 способов:
- сокращение расходов;
- продажа товара большему количеству покупателей;
- продажа большего количества товаров существующим покупателям;
- увеличение цены товара.
Понимая основные ориентиры “маршрута”, нужно проанализировать каждый из них в деталях, чтобы наметить шаги для развития бизнеса.
Выгоды и риски, связанные с ростом бизнеса
Когда намеченные шаги реализуются, бизнес начинает расти. Это дает следующие выгоды:
- растет узнаваемость бренда, поэтому сокращаются расходы на рекламу;
- за счет высвободившихся денег от рекламы можно организовать новый отдел, расширив сферу услуг;
- известной компании легче искать новых партнеров и инвесторов.
Но развитие бизнеса несет и риск. По мере расширения приходится нанимать новых членов команды. Если они окажутся недостаточно квалифицированными или не подходящими для конкретной работы, возникнут проблемы. Расширение списка товаров и услуг без заранее составленной стратегии обернется убытками.
Как выбрать стратегию
Пример с увеличением прибыли - это упрощенная версия для понимания. Рассмотрим расширенно, как найти точки роста бизнеса:
- Определите ваших клиентов. Каким людям подойдет продукт/услуга, сколько им лет, какое у них социальное положение.
- Оцените их проблемы, потребности. С какими трудностями сталкиваются клиенты, какие используют способы решения. Оцените имеющихся на рынке конкурентов в этой нише.
- Сформулируйте, как ваш продукт решает их проблемы, удовлетворяет потребности. Определите свои главные конкурентные преимущества.
- Наметьте способы привлечения клиентов. Обозначьте каналы, по которым информация о вашем товаре/услуге будет поступать к потребителям. Это может быть реклама в соцсетях, объявления по радио, в газетах, плакаты в метро. Информация должна попадать на глаза тех, кому она предназначена, а не просто случайным людям.
- Определите, как вы будете получать доход. Это могут быть наличные при личной встрече с клиентами, переводы на карту, банковский счет.
- Просчитайте точную смету доходов и расходов. Составьте список затрат для бизнеса (зарплата сотрудников, маркетинг, убытки). Это поможет определить, сколько средств потребуется для старта бизнеса, чтобы первое время покрывать расходы из капиталовложения.

Контролировать процессы роста бизнеса помогает внедрение CRM. Это компьютерная система, автоматизирующая многие функции. В программу закладываются базы данных, которые автоматически делятся на заранее созданные категории. Система сама пополняет информацию о клиентах из открытых источников, введенных данных посетителями на сайте. Софт выполняет рассылку предложений, выбирает “горячие” лиды для индивидуальных предложений. Анализирует продажи, формирует автоматические отчеты по посещаемости сайтов, количеству покупок, прибыли, расходах. Все это облегчает ведение уже существующего бизнеса, помогает отслеживать точки роста компании.
Стратегии роста бизнеса
Процесс роста бизнеса можно стимулировать следующими стратегиями:
- Расширение ассортимента. После анализа потребностей клиентов определяется, какие сопутствующие товары или услуги их могут заинтересовать.
- Выход на новые территории. Разрабатывается план продажи товаров или оказания услуг в соседних городах, областях, странах. Это может быть образование филиалов компании или продвижение бренда путем предоставления франшизы.
- Улучшение существующего продукта. Имеющийся товар или услугу можно улучшить, что простимулирует новую волну спроса после маркетинговой кампании.
- Поглощение конкурентов. Имеющихся конкурентов можно выкупить, чтобы убрать с рынка. Это позволит увеличить прибыль за счет монополии. Стратегия подходит для крупного бизнеса с солидным капиталом.
Процесс роста бизнеса требует бережливости, тщательного планирования, контроля промежуточных результатов. Для этого разработаны свои более узкие стратегии. Внедрение CRM помогает отслеживать и анализировать успешность, берет на себя часть рутинных задач. Имея заранее определенные точки роста компании и алгоритм действий, можно рассчитывать на успех, а не надеяться на удачу.