Методологии управления проектами
Даже работая одному требуется стратегия и организованность, чтобы ничего не упустить, выполнить план к сроку. При командном сотрудничестве тем более нужны четкие принципы в работе. В этой статье рассматриваются определение, методологии управления проектами, а также даются советы по выбору.
Содержание:
Методологии проектного управления - определение
В большинстве организаций, независимо от типа бизнесе, имеется Project Manager. Это человек, занимающийся управлением проектами. Он решает тактические задачи, возникающие при повседневной работе. Но при этом уверенно продвигает команду к выполнению стратегической задачи - достижению поставленной цели.
Для этого менеджер или руководитель компании разрабатывают методы и методологии управления проектами. Положения закрепляются письменно, сотрудники обязуются их выполнять. Методология проектного управления - это подход, применяемый в работе. Выработанный порядок действий, который хорошо себя зарекомендовал и теперь успешно применяется фирмой. В него включаются:
- способы постановки задач;
- правила согласования документации;
- каналы связи для обмена мыслями между членами команды
- мониторинг со стороны менеджера или другого руководителя;
- способы установки сроков и контроля дедлайнов;
- анализ результативности;
- технические инструменты для внедрения.
Когда в компании выработана четкая система управления и мониторинга проектов, получается слаженный процесс. Работа - как по конвейеру, руководитель получает ожидаемый результат.
Задачи методик управления
Если в компании нет четкого подхода к работе, возникает дублирование процессов. Часть ресурсов тратится впустую. Срываются сроки. Руководителю трудно контролировать подчиненных. Порой он не знает, как все работает. Главная цель управления проектами – наладить четкую схему взаимодействия сотрудников, отделов, чтобы вовремя достигать нужных результатов.
Для достижения главной цели ставятся дополнительные задачи методологии управления проектами:
- умение руководителя поставить четкую задачу;
- донесение задачи до сотрудников, чтобы каждый понимал, какая работа от него ожидается;
- экономия времени при выполнении процессов;
- сокращение издержек на дублирование процессов, задержки этапов, что дает экономию ресурсов;
- постановка четких временных рамок для реализации;
- возможность видеть проблемные места в сотрудничестве;
- возможность знать потенциал команды, чтобы ставить реалистичные цели.
Методологии управления проектами: популярные подходы
Среди методов управления проектами существуют как современные, так и давние, применяемые уже десятки лет. Эффективность подхода зависит от типа бизнеса, последовательности действий в компании (вертикальная или горизонтальная), сферы деятельности. Приведем основные методологии управления проектами, ставшие участниками ТОП в этой области.
Waterfall
Древнейшая методика. Ведение проекта по четким этапам, каскадом. Для каждой стадии выделено конкретное время. Промежуточный результат фиксируется на диаграмме Ганта. Но срыв сроков одного этапа приведет к затягиванию процесса. Еще такому подходу не хватает гибкости, наглядности. Многие детали по внедрению придется придумывать на месте, чтобы адаптировать их для конкретного бизнеса.
Agile
Метод разработан в 2001 году для IT-сферы, но сейчас применяется в других отраслях. Здесь главный принцип – люди и результат. Всем остальным, включая сроки, документацию, можно пожертвовать. Система гибкая, но неконкретная. Ее сложно освоить, а организованность от нее сомнительная. Внедрить нового человека в такую команду трудно.
Kanban
Методика разработана в Японии. Используется доска, отражающая этапы работы, количество задействованных людей. Наглядно показывает, какой проект на какой стадии, сколько задач на руках у конкретного работника. Помогает равномерно распределять нагрузку по способностям. Гибкий подход – можно не ставить дополнительные поручения, когда большинство проектов только на первой-второй стадии. Но для долгосрочного планирования потребуется большая доска, отображающая все процессы.
A2B
Компьютерная программа коробочного или облачного типа от компании А2Б. Подразумевает объединение всех рабочих компьютеров в одну сеть. Руководитель ставит задачи, направляя конкретным сотрудникам, отделам. Получатели видят оповещения, сроки. При приближении дедлайнов приходит напоминание. Легко можно согласовывать документы. Руководитель видит общую и индивидуальную загруженность. Софт составляет отчеты по эффективности.
Как выбрать правильную методологию управления проектами
При выборе методологии нужно учитывать:
- Смогут ли сотрудники быстро согласовывать действия, чтобы не возникало накладок, задержек.
- Сможет ли руководитель видеть общую картину и продвижение каждого проекта в отдельности.
- Как будут контролироваться сроки исполнения, чтобы избежать просрочек.
- Насколько проста окажется система, не возникнет ли путаниц.
- Насколько просто можно внедрить в команду нового сотрудника, чтобы не вводить долго в курс дела.
Имея четкий подход к рабочим задачам, получится действовать организованно. Это сэкономит время, средства, посодействует успеху фирмы. Выбирая методологию менеджмента не обязательно останавливаться на первой попавшейся. Можно протестировать несколько методик. Так получится определить максимально подходящую для бизнеса.