Онлайн-консультация А2Б
Здравствуйте! Мы можем вам чем-то помочь?
Заполняя данные, вы даете согласие с Политикой обработки персональных данных
😇 🙂 😕 😡 😈 😞 😘 😋 😥 😩 😄 😆 😉 😎 😐 😜 😯 👍 👎 😃
Возможности
Внедрение
Цены
Контакты
Презентация

Выгорание от работы: как помочь себе и своим сотрудникам

С усталостью на работе сталкиваются все. Под конец недели она ощутимо накапливается, но за счет ночного отдыха и выходных дней человек восстанавливается. Однако обычная усталость и эмоциональное выгорание — две совершенно разные вещи. Если обычная усталость отступает после отдыха, то выгорание не пройдет так быстро. Если вы заметили признаки того, что ваши сотрудники начали выгорать (статистически с этим сталкиваются до 80% работников), важно принять меры, иначе может пострадать весь бизнес. Сегодня рассмотрим эту проблему с разных сторон и выясним как бороться с ней.

Что такое выгорание

Психологи и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относят выгорание к синдрому, связанному с трудовой деятельность. Это не просто усталость или временная апатия, периодически возникающие у всех. Профессиональное выгорание – это хроническое состояние, которому свойственны три фактора:

  • Эмоциональное истощение. Человек чувствует усталость даже после выходных. Он опустошен внутри, ни на что не хватает энергии. 

  • Негативное отношение к работе. Возникает сомнение в отношении важности своих обязанностей, ценности выполняемой работы. Наступает чувство отстраненности, сарказм, цинизм или безразличие. 

  • Снижение производительности. Падает продуктивность, трудно сосредоточиться на повседневных задачах, в рутинных задачах возникают ошибки. 

 

Порой профессиональное выгорание называют эмоциональным. Это довольно точно характеризует состояние человека, поэтому термины равнозначны. 

Как оно проявляется на рабочем месте

Выгоранию подвержены представители всех профессий, но особенно часто в этом состоянии оказываются люди из банковской сферы, менеджеры, маркетологи, врачи, учителя, IT-специалисты. Нередко через это проходят сотрудники госслужб, журналисты, соцработники.

 

К внешним признакам подобного эмоционального состояния относятся:

  • снижение или полное отсутствие мотивации выполнять свои обязанности;

  • проблемы со сном;

  • частые головные боли, расстройства ЖКТ;

  • тревожность, особенно перед работой по утрам;

  • раздражительность, придирчивость к себе и окружающим;

  • частые конфликты с коллегами или руководством;

  • увеличившееся количество прогулов, опозданий, просьб уйти пораньше.

выгорание на работе

 

Психологи выделяют несколько стадий. Их проходит человек, которому когда-то нравилась его профессия или должность:

  1. Человек глубоко погружается в работу, отдает всего себя поставленным задачам. Может задерживаться после окончания рабочего дня, брать документы домой, чтобы продолжить заниматься своими обязанностями. 

  2. Снижается энтузиазм, выполнение поручений не приносит удовольствие, накапливается очередь невыполненных задач.

  3. Возникает подавленность, раздражительность, обостряются хронические заболевания. Сотрудник постоянно уставший. Возможно увеличение количества больничных листов. 

  4. Наступает полная апатия к происходящему, сотрудника не интересует успех компании, обязанности выполняются на «автопилоте».

  5. Достигается критическая ситуация, человек на пределе, взрывается по любой мелочи. Отношения портятся не только с коллегами, но и дома. 

 

Руководителю важно вовремя распознавать признаки выгорания подчиненных, чтобы проанализировать, что к этому приводит. Только так получится решить ситуацию. Выгорание – это не слабость характера, не повод менять персонал. Это нормальная реакция на сложные условия труда, которые нужно изменить.

Почему сотрудники выгорают на работе

Вот некоторые причины выгорания при офисной работе или в других сферах:

  • Перфекционизм. Желание довести любое занятие до совершенства мешает и в быту, и в работе. 

  • Завышенные требования со стороны начальства, нереальные сроки для проектов.

  • Отсутствие организованности. Неумение планировать время, зацикленность на мелочах в одном поручении, из-за которой откладывается выполнение других важных заданий.

  • Редкая или отсутствующая похвала со стороны начальника, отсутствие признания.

  • Частая помощь коллегам с их заданиями, из-за чего собственные проекты приходится доделывать после окончания рабочего дня, в выходные.

  • Плохая атмосфера в коллективе, частые споры с коллегами, не налажено сотрудничество между отделами.

  • Недостаточная оплата труда, при этом обязанности постоянно увеличиваются, повышаются требования. 

  • Многочисленные рутинные процессы, от которых быстро устаешь.

  • Профессиональные сложности, которые не с кем обсудить.

  • Высокий уровень ответственности, жесткие дедлайны, большие штрафы за просроченные задачи.

  • Поручение малоценных задач ответственному сотруднику с хорошим образованием, навыками.

выгорание из-за работы

 

Некоторые думают, что если хорошенько отдохнуть, то все вернется в нормальное русло. Сотрудники берут отгулы или внеплановый отпуск, уезжают в уединенное место. Но это лишь оттягивает решение, ведь причины профессионального выгорания никуда не деваются – они лишь пропадают из вида, пока человека нет на работе. С возвращением на рабочее место возвращаются и симптомы. Поэтому руководителю нужно найти действенные способы, как помощь сотрудникам. 

Как работодатели могут предотвратить выгорание

Рассмотрим советы, как не выгореть на работе и что могут делать для этого руководители отделов, компании:

  • Четко распределить обязанности между рабочими.

  • Выделить достаточно времени для каждой задачи, не требовать невозможного.

  • Построить нормальный график с выходными, отпусками.

  • Рассмотреть возможность удаленной работы, если сотруднику далеко ездить или есть другие причины.

  • Регулярно хвалить подчиненных, выделять их сильные стороны.

  • Поощрять уважительное отношение в коллективе, пресекать склоки, оскорбления, избегать необоснованной критики.

  • Пересмотреть финансовую политику, предусмотреть премии за выполнение и перевыполнение плана.

 

Руководителю нужно создать комфортные условия, чтобы персоналу хотелось держаться за свое рабочее место. Необходимо, чтобы подчиненные видели перспективы, личную пользу от роста компании. 

 

Автоматизация: как CRM может положительно повлиять на рабочий процесс

Помогает справляться с проблемой автоматизация, берущая на себя рутинные задачи. Для этого в рабочую среду внедряют CRM. Вот польза для рабочего процесса от внедрения, помогающая предотвратить выгорание:

  • Вся информация по клиентам хранится в одном окне. Ее легче найти, быстро обработать.

  • Система рассылает автоматические напоминания по незавершенным сделкам, отчетам. Это помогает не упустить важные задачи.

  • Повторяющиеся операции, занесение данных в карточки клиентов, рассылка документов, сообщений – все выполняет программа.

  • Упорядочивается способ хранения информации, что снижает стресс от работы, упрощает выполнение обязанностей.

  • При постановке дополнительных поручений у сотрудника появляется сообщение. Когда приближается дедлайн, система напоминает про это.

  • Корпоративный чат экономит время для коллективной работы. Не нужно звонить, все видят важную информацию в едином рабочем пространстве.

  • Подключенный электронный документооборот сокращает время на подготовку, согласование, передачу документации.

 

У персонала экономится время, фокус остается только на важные процессы. CRM повышает прозрачность процессов для руководителя. Так легче видеть перегруженность конкретных сотрудников, чтобы перераспределить задачи.

Заключение

Из-за нарастающего темпа жизни все больше людей будут эмоционально выгорать на работе. Лучший способ решения проблемы – профилактика выгорания, а не борьба с уже имеющимися последствиями. Для этого важно изначально выстроить четкую систему и автоматизировать рутинные процессы, облегчив жизнь сотрудникам. У А2Б есть простая программа с несколькими модулями, включая CRM, Цели, Поручения, Корпоративный чат. 

Чтобы почувствовать все сильные стороны продукта, вы можете оставить заявку на бесплатный тестовый период.