Онлайн-консультация А2Б
Здравствуйте! Мы можем вам чем-то помочь?
Заполняя данные, вы даете согласие с Политикой обработки персональных данных
😇 🙂 😕 😡 😈 😞 😘 😋 😥 😩 😄 😆 😉 😎 😐 😜 😯 👍 👎 😃
Возможности
Внедрение
Цены
Контакты
Презентация

Электронный документооборот с налоговой: преимущества взаимодействия

Взаимодействие налогоплательщиков и фискальных органов – регламентированный по форме, способам и срокам процесс. Любое выявленное налоговиками несоответствие на бумажном носителе может приравниваться к непредставлению отчетности с привлечением к административной ответственности в виде штрафных санкций. Электронный обмен исключает неактуальность представляемых печатных бланков, сокращает количество допускаемых ошибок и неточностей, а также гарантирует доставку адресату и защиту от несанкционированного доступа.

регламенты-эдо

Регламенты ЭДО

Налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам право выбора формата предоставления деклараций и расчетов авансовых платежей (п. 1 ст. 80 НК РФ). Поскольку электронный документооборот с налоговой службой считается юридически значимым, то при выборе данного способа взаимодействия обмен должен осуществляться с наложением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП):

  • по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через внешних операторов ЭДО, обеспечивающих функциональность автоматической генерации документации в форматы, утверждаемые и периодически обновляемые ФНС;
  • при помощи настроенной системы электронного документооборота (СЭД), способной работать в формате XML или имеющей возможность создать механизмы интеграции с программными продуктами и сервисами налоговых органов.

Ежегодно на законодательном уровне увеличивается перечень отчетов и компаний, обязанных переходить на электронный способ взаимодействия с ФНС. В числе последних новшеств, касающихся юридических лиц – обязанность представления бухгалтерской отчетности в электронном виде на новый информационный ресурс с 01.01.2020 года.

Плательщики НДС обязаны представлять декларации, а также пояснения и сопутствующие учетные регистры (книги покупок и продаж, журналы учета входящих и исходящих счетов-фактур) в цифровом формате. При этом процедура выставления счетов-фактур продавцом для получения права на вычет по НДС покупателем предусматривает взаимодействие через оператора (п. 1 ст. 169 НК РФ, Приказ Минфина России от 05.02.2021 года № 14н).

Регламенты ЭДО – это разработанные методические рекомендации по организации документального обмена с налоговым органом. Обновленный порядок взаимодействия, утвержденный приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448@ от 16.07.2020 года, прописал:

  • последовательность документооборота;
  • применяемые программные продукты участниками информационного взаимодействия;
  • спектр делегируемых полномочий;
  • обязанность по обеспечению средствами криптографической защиты.

Действие организационно-распорядительного акта распространяется на текущие декларации и расчеты, а также на предоставление документов по требованию налоговиков. Перед внедрением ЭДО с ФНС налогоплательщику целесообразно внести корректировки в учетную политику и сформировать круг лиц, доступных к взаимодействию в системе.

как-выбрать-эдо

Преимущества ЭДО с ФНС

В переходе на электронный документооборот заинтересованы как представители ФНС, так и налогоплательщики, предпочитающие обоюдно перевести «общение» в цифровой формат. Взаимодействие в электронной форме дает ряд преимуществ хозяйствующим субъектам, включая:

  • Ускорение документооборота. По каждому представленному отчету налогоплательщик может отслеживать статус и своевременно получать уведомления о необходимости редактирования. Если ФНС направила извещение о вводе, то помимо принятия это означает отражение информации в лицевом счете. Компания или ИП, желающие произвести сверку расчетов по конкретному налогу, могут иметь уверенность во включении в формуляр результирующих показателей.
  • Экономию временных и финансовых ресурсов. Ответственное лицо вправе выбирать удобное время суток для взаимодействия без привязки к интервалу работы подразделения налоговой службы. Налогоплательщик автоматически освобождается от необходимости простаивания в очередях, растущих в геометрической прогрессии по мере приближения предельного срока сдачи. Дополнительные сложности возникают у холдингов, обязанных направлять отчетность в ФНС по месту расположения и регистрации филиалов или представительств, что требует расходов на срочную доставку в структурное подразделение или почтовую пересылку в территориальный налоговый орган.
  • Сокращение количества ошибок с необходимостью внесения корректировок. Электронный документооборот с ФНС проходит автоматическую проверку, касающуюся корректности заполнения отчетных форм и систематических обновлений программами операторов. Косметические изменения печатного бланка считаются основанием для отказа в принятии отчета на бумажном носителе. Так замена утверждающего нормативно-правового акта, указанного в «шапке» документа, даже не коснувшаяся заполнения измененных приложений для компании приводит к непринятию.
  • Защиту от утери. Электронный документ направляется для обработки на предусмотренный сервис, а бумажный носитель может «затеряться в лабиринтах» налогового органа. В выигрышной ситуации оказывается налогоплательщик, заручившийся отметкой подразделения ФНС о получении отчета, иначе субъекту хозяйствования грозят финансовые санкции за непредставление отчетности в предусмотренный законодательством срок.

Переход в электронный формат защищает документы компании от несанкционированного изучения сторонними лицами и ликвидирует возникновение ненужных вопросов у представителей ФНС. Например, отправка требований налогоплательщику по почте при несовпадении юридического адреса с фактическим местом осуществления деятельности способствует попаданию субъекта предпринимательства под пристальный налоговый контроль. Налоговики могут проводить проверку адреса на массовость и детально изучать показатели отчетности, особенно при невыполнении установленных нормативов налоговой нагрузки.

документы-в-эдо

Какие документы участвуют в ЭДО с ФНС

Согласно приказам ФНС (№398, №196 и №149) электронный документооборот с налоговой инспекцией предусматривает взаимодействие по передаче таких групп документов:

  • Отчетность, которая относится к категории регулярной. Здесь выделяют декларацию по налогу на прибыль, по НДС, УСН, по налогу на имущество, 3-НДФЛ и 6-НДФЛ. К дополнительным бумагам относят расчет по страховым взносам (РСВ), ЕФС-1 для Фонда социального страхования. Главные правила, касающиеся документооборота, прописаны в Приказе № ММВ-7-6/398@ (от 2014 года). Здесь также утверждены рекомендации по расчетам.
  • Запросы. К таким официальным бумагам относят обращения, выписки информационного типа, которые можно запросить у налоговой инспекции. Документы предоставляются по ТКС в электронной форме. Взаимодействие регламентируется Приказом ФНС № ММВ-7-6/196@ от 2013 года.
  • Общие документы. К ним относят акты налоговой проверки, уведомления с ФНС, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, решения о проведении выездной проверки, протоколы о производстве выемки, изъятия документов и предметов, постановления о назначении экспертизы. Регламентируется Приказом № ММВ-7-2/149@ от 2015 года. Всего в нем свыше 50 видов документации.

Алгоритм взаимодействия с ФНС

Представление отчетности в электронном формате через оператора ЭДО осуществляется по отработанной схеме, где каждому участнику делегированы полномочия и предусмотрена зона ответственности. Механизм трехстороннего взаимодействия предусматривает четкую последовательность операций с формированием документального поэтапного подтверждения, включающего:

1. Отправку отчетного документа налогоплательщиком в ФНС. Сформированный первичный документ, скрепленный УКЭП адресанта, шифруется и направляется адресату. Далее фигуранты действуют по алгоритму:

  • посредник (оператор ЭДО) формирует подтверждение даты отправки в момент получения документа с одновременным направлением обоим участникам;
  • получатели (налогоплательщик и налоговый орган) автоматически подписывают извещение, подтверждающее получение даты отправки, с параллельной отсылкой оператору.

2. Подтверждение факта поступления отчетного документа на сервер ФНС. Через посредника производится автоматическая отсылка сформированного документального приложения налоговой службой налогоплательщику в зависимости от промежуточного итога:

  • извещение о получение первичного документа, означающего расшифровку отчета на входе и продолжение документооборота;
  • сообщение об ошибке, свидетельствующее о некорректности зашифрованных данных, прекращении обмена документами и необходимости организации нового ЭДО С ФНС после внесения исправлений.

3. Промежуточный результат взаимодействия по факту подачи отчетности. В зависимости от «ответной реакции» форматно-логического контроля налогового органа на представленный документ через оператора ЭДО налогоплательщику направляется:

  • квитанция о приеме, подтверждающая факт выполнения обязательства по представлению отчетности, но не означающая принятие отчета налоговиками;
  • уведомление об отказе, свидетельствующее об отклонении отчетного документа с указанием причин и необходимости повтора отправки после внесения корректировок.

4. Окончательный результат обработки представленного документа в ФНС. В зависимости от появления либо отсутствия вопросов у инспекторов, осуществляющих ввод данных, налоговый орган в аналогичном порядке через посредника направляет налогоплательщику:

  • извещение о вводе, свидетельствующее о принятии отчета и переносе указанных сведений в информационные ресурсы системы в разрезе лицевого счета;
  • уведомление об уточнении, содержащее нефундаментальное несогласие, требующее представления пояснений либо направления корректирующего отчета с внесением соответствующих исправлений.

Как выбрать оператора

Поиск оператора ЭДО выполняют с учетом таких критериев:

  1. Безопасность хранения и передачи данных. Учитывая высокий уровень киберпреступности, это важный фактор.
  2. Наличие хорошо защищенного хранилища для данных. Обычно ЭДО предоставляет «облако» на сервере.
  3. Наличие системы резервного копирования. Позволяет оперативно восстановить сведения в случае сбоя, попытки хищения, искажения информации.
  4. Возможность интеграции с другими системами учета. Чтобы не использовать веб-интерфейс, удобно настроить работу электронного документооборота в 1С или другой системе.

Оператор электронного документооборота для налоговой должен оказывать услуги консультационной, клиентской и технической поддержки.

Выводы

Полный цикл электронного документооборота с налоговой инспекцией при автоматическом функционировании приемного комплекса по одному отчету не может превышать трех банковских дней. При этом время регламентируется по каждому этапу для всех сторон-участников. Посредническая миссия оператора ЭДО заключается не только в создании площадки для электронного обмена, но и в контроле взаимодействия между фискальным органом и налогоплательщикам по срокам и этапам.

Поскольку принятие отчета налоговиками отнюдь не означает согласие с декларируемыми показателями, проводимая впоследствии камеральная проверка может спровоцировать выездную. Проверяемая компания обязана обеспечить доступ инспектору ко всем участвующим в формировании результирующих показателей документам, включая созданные в электронной форме. Поэтому при выборе программного продукта, механизма взаимодействия и СЭД важно учитывать систему безопасности, позволяющую оградить контролера от просмотра ненужной информации и обеспечить законную защиту конфиденциальных сведений.

Читайте также:

ЭДО для самозанятых

Роль системы ЭДО для современного предприятия

Почему необходимо переходить на электронный документооборот?

Электронный документооборот между организациями