Электронный документооборот с налоговой: преимущества взаимодействия
Содержание:
Взаимодействие налогоплательщиков и фискальных органов – регламентированный по форме, способам и срокам процесс. Любое выявленное налоговиками несоответствие на бумажном носителе может приравниваться к непредставлению отчетности с привлечением к административной ответственности в виде штрафных санкций. Электронный обмен исключает неактуальность представляемых печатных бланков, сокращает количество допускаемых ошибок и неточностей, а также гарантирует доставку адресату и защиту от несанкционированного доступа.

Регламенты ЭДО
Налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам право выбора формата предоставления деклараций и расчетов авансовых платежей (п. 1 ст. 80 НК РФ). Поскольку электронный документооборот с налоговой службой считается юридически значимым, то при выборе данного способа взаимодействия обмен должен осуществляться с наложением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП):
- по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через внешних операторов ЭДО, обеспечивающих функциональность автоматической генерации документации в форматы, утверждаемые и периодически обновляемые ФНС;
- при помощи настроенной системы электронного документооборота (СЭД), способной работать в формате XML или имеющей возможность создать механизмы интеграции с программными продуктами и сервисами налоговых органов.
Ежегодно на законодательном уровне увеличивается перечень отчетов и компаний, обязанных переходить на электронный способ взаимодействия с ФНС. В числе последних новшеств, касающихся юридических лиц – обязанность представления бухгалтерской отчетности в электронном виде на новый информационный ресурс с 01.01.2020 года.
Плательщики НДС обязаны представлять декларации, а также пояснения и сопутствующие учетные регистры (книги покупок и продаж, журналы учета входящих и исходящих счетов-фактур) в цифровом формате. При этом процедура выставления счетов-фактур продавцом для получения права на вычет по НДС покупателем предусматривает взаимодействие через оператора (п. 1 ст. 169 НК РФ, Приказ Минфина России от 05.02.2021 года № 14н).
Регламенты ЭДО – это разработанные методические рекомендации по организации документального обмена с налоговым органом. Обновленный порядок взаимодействия, утвержденный приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448@ от 16.07.2020 года, прописал:
- последовательность документооборота;
- применяемые программные продукты участниками информационного взаимодействия;
- спектр делегируемых полномочий;
- обязанность по обеспечению средствами криптографической защиты.
Действие организационно-распорядительного акта распространяется на текущие декларации и расчеты, а также на предоставление документов по требованию налоговиков. Перед внедрением ЭДО с ФНС налогоплательщику целесообразно внести корректировки в учетную политику и сформировать круг лиц, доступных к взаимодействию в системе.
Преимущества ЭДО с ФНС
В переходе на электронный документооборот заинтересованы как представители ФНС, так и налогоплательщики, предпочитающие обоюдно перевести «общение» в цифровой формат. Взаимодействие в электронной форме дает ряд преимуществ хозяйствующим субъектам, включая:
- Ускорение документооборота. По каждому представленному отчету налогоплательщик может отслеживать статус и своевременно получать уведомления о необходимости редактирования. Если ФНС направила извещение о вводе, то помимо принятия это означает отражение информации в лицевом счете. Компания или ИП, желающие произвести сверку расчетов по конкретному налогу, могут иметь уверенность во включении в формуляр результирующих показателей.
- Экономию временных и финансовых ресурсов. Ответственное лицо вправе выбирать удобное время суток для взаимодействия без привязки к интервалу работы подразделения налоговой службы. Налогоплательщик автоматически освобождается от необходимости простаивания в очередях, растущих в геометрической прогрессии по мере приближения предельного срока сдачи. Дополнительные сложности возникают у холдингов, обязанных направлять отчетность в ФНС по месту расположения и регистрации филиалов или представительств, что требует расходов на срочную доставку в структурное подразделение или почтовую пересылку в территориальный налоговый орган.
- Сокращение количества ошибок с необходимостью внесения корректировок. Электронный документооборот с ФНС проходит автоматическую проверку, касающуюся корректности заполнения отчетных форм и систематических обновлений программами операторов. Косметические изменения печатного бланка считаются основанием для отказа в принятии отчета на бумажном носителе. Так замена утверждающего нормативно-правового акта, указанного в «шапке» документа, даже не коснувшаяся заполнения измененных приложений для компании приводит к непринятию.
- Защиту от утери. Электронный документ направляется для обработки на предусмотренный сервис, а бумажный носитель может «затеряться в лабиринтах» налогового органа. В выигрышной ситуации оказывается налогоплательщик, заручившийся отметкой подразделения ФНС о получении отчета, иначе субъекту хозяйствования грозят финансовые санкции за непредставление отчетности в предусмотренный законодательством срок.
Переход в электронный формат защищает документы компании от несанкционированного изучения сторонними лицами и ликвидирует возникновение ненужных вопросов у представителей ФНС. Например, отправка требований налогоплательщику по почте при несовпадении юридического адреса с фактическим местом осуществления деятельности способствует попаданию субъекта предпринимательства под пристальный налоговый контроль. Налоговики могут проводить проверку адреса на массовость и детально изучать показатели отчетности, особенно при невыполнении установленных нормативов налоговой нагрузки.

Какие документы участвуют в ЭДО с ФНС
Согласно приказам ФНС (№398, №196 и №149) электронный документооборот с налоговой инспекцией предусматривает взаимодействие по передаче таких групп документов:
- Отчетность, которая относится к категории регулярной. Здесь выделяют декларацию по налогу на прибыль, по НДС, УСН, по налогу на имущество, 3-НДФЛ и 6-НДФЛ. К дополнительным бумагам относят расчет по страховым взносам (РСВ), ЕФС-1 для Фонда социального страхования. Главные правила, касающиеся документооборота, прописаны в Приказе № ММВ-7-6/398@ (от 2014 года). Здесь также утверждены рекомендации по расчетам.
- Запросы. К таким официальным бумагам относят обращения, выписки информационного типа, которые можно запросить у налоговой инспекции. Документы предоставляются по ТКС в электронной форме. Взаимодействие регламентируется Приказом ФНС № ММВ-7-6/196@ от 2013 года.
- Общие документы. К ним относят акты налоговой проверки, уведомления с ФНС, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, решения о проведении выездной проверки, протоколы о производстве выемки, изъятия документов и предметов, постановления о назначении экспертизы. Регламентируется Приказом № ММВ-7-2/149@ от 2015 года. Всего в нем свыше 50 видов документации.
Алгоритм взаимодействия с ФНС
Представление отчетности в электронном формате через оператора ЭДО осуществляется по отработанной схеме, где каждому участнику делегированы полномочия и предусмотрена зона ответственности. Механизм трехстороннего взаимодействия предусматривает четкую последовательность операций с формированием документального поэтапного подтверждения, включающего:
1. Отправку отчетного документа налогоплательщиком в ФНС. Сформированный первичный документ, скрепленный УКЭП адресанта, шифруется и направляется адресату. Далее фигуранты действуют по алгоритму:
- посредник (оператор ЭДО) формирует подтверждение даты отправки в момент получения документа с одновременным направлением обоим участникам;
- получатели (налогоплательщик и налоговый орган) автоматически подписывают извещение, подтверждающее получение даты отправки, с параллельной отсылкой оператору.
2. Подтверждение факта поступления отчетного документа на сервер ФНС. Через посредника производится автоматическая отсылка сформированного документального приложения налоговой службой налогоплательщику в зависимости от промежуточного итога:
- извещение о получение первичного документа, означающего расшифровку отчета на входе и продолжение документооборота;
- сообщение об ошибке, свидетельствующее о некорректности зашифрованных данных, прекращении обмена документами и необходимости организации нового ЭДО С ФНС после внесения исправлений.
3. Промежуточный результат взаимодействия по факту подачи отчетности. В зависимости от «ответной реакции» форматно-логического контроля налогового органа на представленный документ через оператора ЭДО налогоплательщику направляется:
- квитанция о приеме, подтверждающая факт выполнения обязательства по представлению отчетности, но не означающая принятие отчета налоговиками;
- уведомление об отказе, свидетельствующее об отклонении отчетного документа с указанием причин и необходимости повтора отправки после внесения корректировок.
4. Окончательный результат обработки представленного документа в ФНС. В зависимости от появления либо отсутствия вопросов у инспекторов, осуществляющих ввод данных, налоговый орган в аналогичном порядке через посредника направляет налогоплательщику:
- извещение о вводе, свидетельствующее о принятии отчета и переносе указанных сведений в информационные ресурсы системы в разрезе лицевого счета;
- уведомление об уточнении, содержащее нефундаментальное несогласие, требующее представления пояснений либо направления корректирующего отчета с внесением соответствующих исправлений.
Как выбрать оператора
Поиск оператора ЭДО выполняют с учетом таких критериев:
- Безопасность хранения и передачи данных. Учитывая высокий уровень киберпреступности, это важный фактор.
- Наличие хорошо защищенного хранилища для данных. Обычно ЭДО предоставляет «облако» на сервере.
- Наличие системы резервного копирования. Позволяет оперативно восстановить сведения в случае сбоя, попытки хищения, искажения информации.
- Возможность интеграции с другими системами учета. Чтобы не использовать веб-интерфейс, удобно настроить работу электронного документооборота в 1С или другой системе.
Оператор электронного документооборота для налоговой должен оказывать услуги консультационной, клиентской и технической поддержки.
Выводы
Полный цикл электронного документооборота с налоговой инспекцией при автоматическом функционировании приемного комплекса по одному отчету не может превышать трех банковских дней. При этом время регламентируется по каждому этапу для всех сторон-участников. Посредническая миссия оператора ЭДО заключается не только в создании площадки для электронного обмена, но и в контроле взаимодействия между фискальным органом и налогоплательщикам по срокам и этапам.
Поскольку принятие отчета налоговиками отнюдь не означает согласие с декларируемыми показателями, проводимая впоследствии камеральная проверка может спровоцировать выездную. Проверяемая компания обязана обеспечить доступ инспектору ко всем участвующим в формировании результирующих показателей документам, включая созданные в электронной форме. Поэтому при выборе программного продукта, механизма взаимодействия и СЭД важно учитывать систему безопасности, позволяющую оградить контролера от просмотра ненужной информации и обеспечить законную защиту конфиденциальных сведений.