Управление бизнес процессами предприятия
Содержание:
Компании, продавая продукцию или оказывая услуги, получают прибыль. Для этого внутри каждой фирмы выполняется ряд действий. Одни непосредственно направлены на увеличение дохода, другие оказывают вспомогательное воздействие. Еще каждой компании необходимо эффективное управление и распределение ресурсов. Все это называется бизнес-процессами. Для успешной работы нужно научиться грамотно ими управлять. Под управлением бизнес-процессами предприятия подразумевается выстраивание четкой схемы действий для сотрудников, делающей работу понятной. Важен контроль исполнения дел со стороны руководителя, анализ. Такой подход оптимизирует деятельность компании, наводя порядок. Рассмотрим, какие существуют бизнес-процессы и инструменты для управления.
Виды
Бизнес-процессы фирмы делятся на три вида:
- Основные - в задачу входят действия, приносящие непосредственную прибыль предприятию. Это: продажа, заключение договоров с новыми клиентами, оказание услуги.
- Управляющие - необходимы для распределения задач между подчиненными, контроля исполнения, назначения отпусков, зарплаты и пр. В управляющие действия входит распределение ресурсов.
- Вспомогательные - поддерживают выполнение основных процессов. Не дают непосредственной прибыли, но без них компания не сможет функционировать.
В последний вид входят развивающие и обеспечивающие задачи, помогающие фирме улучшиться, сохранять конкурентоспособность.
Тенденции и подходы
Управление предприятием на основе бизнес процессов позволяет навести порядок, делая работу прозрачной как для подчиненных, так и руководителей. В этом помогают компьютерные программы, например, BPM. Под BPM подразумевается Business Process Management. Цель программы - оптимизация за счет облегчения сотрудничества между отделами, повышение наглядности работы, построение четкой схемы действий. Часть работы можно автоматизировать.
Среди различных инструментов хорошо себя проявили следующие:
- Корпоративный чат. Из него сотрудники быстро узнают новости фирмы, последние изменения в работе. Это позволяет сразу начать применять нововведения, чтобы не было неразберихи, наступающей при раздаче письменных приказов.
- СЭД - система электронного документооборота помогает быстро создавать, подписывать бланки, согласовывать с другими участниками. С ее помощью удобно хранить документацию, вести поиск в архиве.
- Канбан - наглядная демонстрация количества задач, их продвижения по этапам. Помогает оценить загруженность каждого человека, производительность команды, спрогнозировать точные сроки завершения проекта.
- Диаграмма Ганта. Показывает степень завершенности проекта горизонтальными линиями. Помогает увидеть затраченное время на каждом этапе, проанализировать эффективность участников.
- Цикл Деминга (PDCA). Четкое построение схемы действий с проверкой выполнения. Например, в программе от А2Б есть модуль «Проекты», в котором можно планировать начало и завершение задачи, назначать ответственного, видеть продвижение дела.
Системы управления бизнес процессами предприятия должны включать четкую постановку целей. Тогда каждый отдел, сотрудник понимают, что от них ожидается. Это повышает эффективность, ведь у каждого действия есть свой ответственный, даже если работу выполняют сотрудники из нескольких отделов. Такой подход улучшает производительность по сравнению с классической схемой, где за коллектив отвечает начальник отдела. А когда два отдела сотрудничают вместе, то непонятно, кто в конечном итоге виноват за срыв сроков.
Автоматизация бизнес процессов управления предприятием при помощи модуля CRM позволяет создавать удобные для использования базы клиентов. Затем они упрощают продажи, помогая двигать бизнес.
Ограничения: чего нельзя добиться автоматизацией
Но программы не заменят человека. Например, и дальше остается востребованным креативное мышление для предложения новых идей. Необходима интуиция для выхода из нестандартных ситуаций. Общение с клиентами тоже удел живых людей, а не строк кода, ведь мы хорошо понимаем потребности, можем задействовать эмоции. Так получится расположить клиентов, повысив их лояльность к компании.
Как выстроить эффективное управление на предприятии
Чтобы процессы существовали не ради себя, а работали, нужно:
- Разработать четкую схему выполнения.
- Назначить ответственного за каждый этап.
- Устанавливать конкретные, но реальные сроки завершения задачи.
- Поощрять старательных сотрудников.
Благодаря такому подходу фирма сможет обрабатывать больше заявок, оказать больше услуг. Положительно это сказывается на продажах, ведь клиенты видят, что их ценят. Остается только выбрать программу с подходящими модулями, которая облегчит работу, а не запутает сотрудников.